Основные принципы Монтессори-системы с примерами

Родителям

В данной таблице просто и наглядно проиллюстрированы основные принципы системы Марии Монтессори и приводятся примеры положительных изменений в ребенке.

Основные принципы Монтессори-системы 

 Как реализовать

Чего достигаем,
соблюдая их

   Педагогические принципы

 СВОБОДА ВЫБОРА

 Дать возможность ребенку самостоятельно  выбирать деятельность.  В результате ситуации выбора

  • ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства;
  • учится делать выбор;
  • учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность;
  • свобода выбора  формирует в ребенке инициативность;
  • наряду с соблюдением правила «поработал – убери», ситуация собственного выбора формирует в ребенке ответственность.

 НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКТА ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА МОНТЕССОРИ

 Дидактическая среда должна быть  представлена в полном объеме и  обеспечивать удовлетворение потребностей  детей выбранной возрастной категории.
Материалы должны находиться в свободном  доступе для детей, иметь четкую логику  построения, соответствовать всем условиям  комплектации Монтессори-среды.
  • всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;
  • максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах;
  • взаимопроникающая логика построения Монтессори-среды, когда работа в одной дидактической зоне (к примеру, сенсорной) в максимальной степени способствует более эффективной работе в другой зоне (математики).

КОНТРОЛЬ ОШИБОК

 В Монтессори-материалах заложен контроль  ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно  увидеть ошибку и исправить её без помощи  взрослого.
  • формирование адекватной самооценки;
  • развитие поисковой активности ребенка, инициативности;
  • самоконтроль;
  • развитие аналитических функций  мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
  • проявление сензитивности, когда ребенок занимается какой -либо деятельностью не за оценку взрослого, и не во избежание порицания за «ничегонеделание», а только потому, что интересно.

 МОНТЕССОРИ – ПЕДАГОГ – ПЕДАГОГ, ПРОШЕДШИЙ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ

 Знание, так называемых презентаций  материалов. Каждый материал в Монтессори- среде имеет четкую презентацию (способ  показа ребенку).
  • максимально быстрое и эффективное усвоение задач  материала ребенком;
  • возможность поэтапного освоения навыка;
  • развитие точности восприятия;
  • развитие концентрации внимания;
  • развитие памяти ребенка и умения работать по образцу;
  • развитие логики (когда каждое последующее действие не может состояться без предыдущего).

 НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ В МОНТЕССОРИ-СРЕДЕ

 Соблюдение правил:

  • Убери за собой;
  • Работа на ковриках;
  • По классу передвигаемся тихо;
  • Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого и др.
  • приучение к порядку;
  • умение организовать свое рабочее место;
  • умение рационально использовать пространство;
  • умение нести ответственность за собственный выбор;
  • потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт);
  • развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других и многое другое.

 Соблюдение правил тренирует адаптивные навыки  ребенка (насколько готов принимать правила общества),  содействует развитию внутренней дисциплины.

 РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ

 Необходимо присутствие в среде детей всех  возрастных категорий в определенном  диапазоне.
Подключать детей друг к другу:  в любой  деятельности, где помощь вместо взрослого  может оказать ребенок – давать ему эту  возможность.
  • Высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми);
  • дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу;
  • формируется чувство взаимопомощи;
  • младшие имеют возможность учиться у старших;
  • старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве  собственной значимости, формируется чувство ответственности.

                   ДЕТИ –                    АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ   ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

 Часто не взрослый обучает детей, а дети  обучают друг друга.
Дети готовят сообщения (ищут, подбирают  нужную и интересную информацию) на разные  темы и сами рассказывают их своим  товарищам.
 Такой вид работы способствует:

  • развитию уверенности в себе, самостоятельности;
  • удовлетворению  потребности в чувстве собственной значимости;
  • развитию познавательной активности ребенка, любви к обучению;
  • умению задавать вопросы и отвечать на них;
  • профилактике страха публичных выступлений;
  • развитию умения задавать вопросы и отвечать на них;
  • умению передать информацию другим и умению слушать, владеть ораторским искусством.

   Психологические принципы

 НЕ ДЕЛАЙ ЗА РЕБЕНКА ТО,   ЧТО ОН МОЖЕТ СДЕЛАТЬ САМ

 Помоги мне это сделать самому! -  принцип,которым следует руководствоваться.
Всё, что ребенок может сделать  самостоятельно – он делает сам!
Помощь взрослого должна быть минимальной.
  • уверенность в собственных силах;
  • самостоятельность,
  • решительность;
  • более интенсивное овладение  и усвоение различных навыков;
  • формирование адекватной самооценки;
  • удовлетворение потребности во взрослении.

               ОТСУТСТВИЕ                ОЦЕНОК ВЗРОСЛОГО

 Не давать постоянных оценок ребенка и его  деятельности.
Проявлять свое отношение через собственные  чувства.
Научить ребенка самого адекватно  оценивать  собственную деятельность.
  • независимость от чьей-либо оценки;
  • формирование позитивного образа «Я»;
  • уверенность в себе;
  • умение объективно оценить себя, свои поступки и работу;
  • ребенок работает с материалами  только потому, что ему  по-настоящему это интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку.

  ОТСУТСТВИЕ   СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО     МОТИВА

 Не сравнивать ребенка с другими.
Одной из стимуляций к развитию выступает  уровень и качество достигнутого относительно  самого себя: «Я-вчера» и «Я-сегодня», а не «Я  в сравнении с другим».
  • формирование позитивной самооценки, благоприятного образа «Я»;
  • самодостаточность;
  • уверенность в себе.

Все принципы имеют свои механизмы достижения заложенных в каждом из них задач, и все они тесно связаны между собой. Только рассматривая и  соблюдая их в совокупности,  мы можем достичь всего того, для чего призвана существовать система Монтессори

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>