Если мы заглянем в Монтессори-класс в России, то картина будет почти такой же, как если бы мы попали в аналогичную школу в Нью-Йорке или Токио. Дети складывают на коврике башню из розовых кубиков, обводят пальчиками шершавые буквы на табличках, моют посуду, гладят белье или… слушают тишину. Их лица выражают высокую сосредоточенность и удовольствие от выполняемой работы.
В классе всегда есть несколько функциональных зон.
Одна из зон аналогична домашнему хозяйству с настоящей посудой, раковиной, гладильной доской, верстаком с инструментами, – здесь дети приобретают различные навыки практической жизни по обслуживанию себя, приучаются к порядку, совершенствуют координацию движений. Все это помогает ребенку стать более независимым от взрослого.
В других зонах сосредоточены материалы для развития сенсорных ощущений, речи, математических способностей, знакомства с окружающим миром.
Вместо общих занятий, когда все дети слушают одного взрослого, в Монтессори-классах день начинается со свободной работы. Каждый ребёнок сам выбирает, чем ему заняться.
Учитель наблюдает и, в случае необходимости, приходит на помощь. Роль Монтессори-учителя пассивна только для непосвящённых. Именно он знает, на какой стадии развития находится каждый ребёнок, и какое упражнение способствует утончению тех или иных чувств.
Разновозрастность детей – ещё один непременный принцип групп Монтессори. Младшие тянутся за старшими, развиваясь быстрее, а старшие естественным образом привыкают заботиться о малышах, приобретают самостоятельность и ответственность, закрепляют свои знания.
Воспитанию духа, души, нравственности в ребёнке педагогика Монтессори уделяет большое внимание. В группе взрослые и дети живут в атмосфере добра, взаимопонимания и помощи. Даже самые маленькие стараются доводить начатое дело до конца, уважать чужой труд, выполнять договорённости, опекать тех, кто пока слабее, радоваться успехам друг друга.
И главное – взрослые принимают ребёнка таким, каков он есть, радуются его неповторимости, а не пытаются лепить его по общим представлениям. Поэтому и дети выходят весёлыми, добрыми, самостоятельными, любознательными и счастливыми.
Во всём мире родители, уважающие личность своего ребёнка, стремятся отдать его именно в школу Монтессори!
Было бы интересно узнать поподробнее